|
Наши земляки - воины-интернацианолисты |
войны (22.06.41 - 9.05.45), войны с милитаристской Японией (август - сентябрь 1945). Мать, получив по тем временам неплохое восьмиклассное образование, работала в школе учителем начальных классов, а после замужества занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Семья была многодетной и трудолюбивой. Берик был четвертым ребенком в этой дружной семье, где чтили традиции и обычаи родного народа, где детей воспитывали в строгости и уважении к старшим.
В 1971 году семья Абишевых переезжает в совхоз «Ждановский» Возвышенского района (ныне Золотая нива район М. Жумабаева). В 1977 году Берик заканчивает 8 классов Ждановской средней школы и сразу же устраивается на работу – монтером пути на Ждановском участке узкоколейки «Булаево - совхоз имени Молодогвардейцев».
Осенью 1980 года Берик был призван Возвышенским комиссариатом в ряды Советской Армии. Сразу же он попадает в «учёбку» - сержантскую школу в столице Туркмении – городе Ашхабад. В этой школе он постигает азы воинской службы в составе автомобильного батальона, где готовили командиров отделений и водителей - «камазистов». Солдаты знали, что они вероятнее всего попадут в Афганистан, где с декабря 1979 года находился ограниченный контингент советских войск. В этой же учебной части служили и земляки Берика - Илюбаев Курбан Акпарович из села Альва, Чулков Сергей из села Григорьевка, ребята из Молодогвардейского совхоза.
14
мая 1981 года 80 солдат из части, в которой
служил Берик, а также еще 40 солдат из других
частей были отправлены воинским эшелоном в
город Термез, что на границе Узбекистана и
Афганистана. Там в то время находился один
из пересылочных пунктов. Трое суток 120
солдат ждали вертолет для перелета в чужую
страну, веря в необходимость
исполнения интернационального
долга. Наконец, прибыл десантный грузовой
вертолёт МИ-8, принявший на борт
военнослужащих, и через 1,5-2 часа солдаты
оказались в провинции Северный Кундуз.
Первое впечатление - сильная, изнуряющая
жара, сожженная солнцем и огнём земля и горы,
горы... Здесь прибывших разделили на 12
отделений по 10 человек в каждом и стали
отправлять в разные точки Афганистана.
Одним из вертолётов должна была
отправиться и группа, куда входил герой
нашего рассказа, но вместо них отправили 10
офицеров, которые должны были сменить
служивших ранее командиров. И на глазах у
многих, ожидавших отправки, этот вертолёт
при взлёте загорелся. Это было первое, яркое
понимание того, куда они попали. Вертолёт
удалось благополучно посадить и улететь на
другом. 10 ребят, среди которых был и наш
земляк, поместили на маленький вертолёт МИ-6
и он, набрав высоту, взял курс в провинцию
Пули-Хумри, куда ранее была отправлена
часть солдат. По прилёту оказалось, что, не
дождавшись этой группы, командование уже
раскидало всех по ротам. Наутро колонной их
отправили до столицы Афганистана - Кабула.
Особенно запомнился проезд через перевал
Саланг, который находится на высоте 2500
метров над уровнем моря. Очень впечатляющая,
идущая крутым серпантином, дорога, также
особо запомнился Берику двухкилометровый
тоннель, проложенный внутри горы. В то время
Кабул был городом с 800 тысячным населением,
с очень красивыми мечетями,
величественными
минаретами, с
которых периодически слышались призывы
на молитву - азан.
Вид афганцев был очень изнуренный, хотя
встречались очень красивые девушки,
которым после революции 1978 года разрешили
не носить паранджу. В Кабуле солдаты около
трёх суток ждали самолёт ИЛ-18, который
должен был доставить на место постоянной
дислокации - в провинцию Шиндант, куда они
прибыли в конце мая. Таким образом, весь
путь от Ашхабада до места службы занял
около 3 недель. Абишев Берик служил в
автомобильном батальоне, работал на КАМАЗе
-«наливнике», так назывались машины,
которые занимались перевозкой горючего.
Маршрут доставки был таким – из Шинданта
машины отправлялись в провинцию Тургунди (этот
путь равнялся 250 км.), где находился
трубопровод, проложенный через Туркмению.
До приграничного туркменского города Кушки
было всего 5 километров. Заправившись,
колонны опять возвращались в Шиндант,
наутро колонна ехала в Кандагар,
протяженность этого участка была около 500
км. Этот путь занимал иногда несколько
суток, так как машины часто подвергались
обстрелам, душманы иногда минировали
дорогу, поэтому воины-автобатовцы ездили
всегда в сопровождении «вертушек» -
вертолётов и БТРов. В течение полугода
погибло около 10 ребят со 2 роты, а 3-ей роты,
где служил Берик, погибло трое. Сергей
Ясеницкий из Ростова-на-Дону подорвался на
итальянской мине в «зелёной зоне». «Зеленая
зона» - самый опасный участок пути, там
находятся виноградники и неподалёку от них
афганские кишлаки, где часто скрывались
душманы. Перед этой зоной колонну всегда
встречали наши войска прикрытия и
вертолёты, которые облетали виноградники в
поисках затаившихся врагов.
Сергей в колонне шёл четвёртым,
и вдруг, сработала мина, которая
взрывается по мере ее истирания. Взрыв был
такой силы, что крышу кабины срезало, как
автогеном, и Сергей взрывной волной был
выброшен из кабины. Он был тяжело ранен и
отправлен на МИ-6 в военный госпиталь в
Ташкенте, но по пути он скончался...
Потрясла всех нелепая гибель Федора
Картеляна из города Белая Церковь. В его
стареньком КАМАЗе на перевале отказал
двигатель, и он сорвался в пропасть и погиб.
|
К счастью, судьба была
благосклонна к нашему земляку, и он 31
декабря 1982 года совершил свой последний
рейс. Прослужив 20 месяцев в Афганистане,
12 января, 1983 года на самолете он и его
товарищи были доставлены в Ташкент.
Родина не щедро оплатила их ратный труд
– получив 88 советских рублей, Берик
вернулся в родное село. В 1986 году Берик
справил свадьбу с Алией Сагандыковой, а
на следующий год с родителями
переехал в Александровку. Имеет двоих
детей – сына Даурена и дочь Лейлу,
которых воспитывает так, как когда-то
воспитывали его - в трудолюбии, в доброте
и в любви к своей Родине. |